Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение

"Центр развития ребенка – детский сад № 6 "Звёздочка"

Нравственно-патриотическое воспитание

 

Нравственно-патриотическое воспитание

0646A99C-D2DE-474D-9173-4D8B7865288C 

"Любите Россию"

Из опыта работы по нравственно-патриотическоему воспитанию дошкольников в МБДОУ "Центр развития ребенка детский сад №6 «Звездочка» г. Обнинска

 

          Общеизвестно, что любовь к Родине, стремление к сохранению ее культуры, восстановлению ее материальных и духовных ценностей целесообразно начинать с детства, с формирования ценностных ориентаций личности. Поэтому одним из приоритетных направлений в работе педагогического коллектива МБДОУ "Центр развития ребенка - детский сад №6 «Звездочка» является нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. За годы работы по этому направлению в детском саду:

  • создано практическое пособие «От Руси – к России» по реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации»;

  • обобщен передовой педагогический опыт «Пусть увидится вам Россия» по знакомству с историческим прошлым родного Калужского края;

  • разработан и успешно используется в практике цикл интегрированных занятий по воспитанию любви к природе родного края;

  • проводится большая работа по приобщению детей к истокам духовной культуры, которая лежит в основе национальной культуры России.

          Возникшая в годы перестройки идея воспитания гражданственности и патриотизма дошкольников на основе их ознакомления с наиболее значимыми и доступными их восприятию событиями исторического прошлого России, родного детям Калужского края не потеряла своей актуальности и в настоящее время. Одна из авторов программы «Из детства – в отрочество», по которой работает детский сад, Т.Н.Доронова  пишет: «Наша страна переживает социально-экономические трудности, которые оказывают негативное влияние в первую очередь на самых маленьких, идеологически незащищенных ее граждан – детей дошкольного возраста. В силу возрастных особенностей их воспитание целиком зависит от окружающих ребенка взрослых.  Общий дух разговоров в семье, характер интересов, симпатий и антипатий взрослых доходят до детского сознания и оставляют в них след. Пройдет время, и ситуация в России, которая на своем историческом пути переживала много невзгод, изменится. Но ребенок к тому времени уже вырастет озлобленным, с чувством ущербности своего народа, что крайне опасно для его будущего».

         Поэтому в настоящее время именно формирование духовной культуры личности, традиционно являющееся одной из важнейших задач педагогики, наиболее остро стоит перед педагогами и родителями.

           Разработанный в детском саду цикл занятий «От Руси – к России» позволяет решать эту задачу более эффективно. Почему?

           Русская история полна замечательных примеров труда, любви к Родине,  самоотверженности. Это – наша нравственная основа, наше богатство. Рассказывать детям о славе  и подвигах русского народа, о его героических делах и добрых начинаниях – значит заронить в их души первые семена любви к родной земле, к Отечеству. При этом обязательным условием к рассказам педагога является простота изложения, искренний и эмоциональный его характер, яркая и образная речь взрослого. Детям рассказывают о том, что любили и во что верили наши предки:

  • ратных подвигах Великих русских князей – Дмитрия Донского и Александра Невского, защищавших Русь от многочисленных и жестоких врагов;

  • создании по всей Руси святых монастырей и храмов;

  • возникновении первых русских городов;

  •  славной победе русского народа в Отечественной войне 1812 года;

  • трагических событиях Великой Отечественной войны и Великом Дне Победы.

 

 

           С какими бы событиями Отечественной истории не знакомили педагоги детей, главное – довести до детского сознания, что  их участники – герои и защитники народа и русской земли – сильные, бесстрашные и высоконравственные личности, посвятившие себя служению людям и чему-то Высшему; вызвать в детях желание чем-то быть похожими; формировать в сознании ребенка высокий образ Человека.

           Для усиления впечатлений детей на занятиях нередко используются произведения изобразительного искусства, поэтическое слово, музыка.  И далекое прошлое оживает, становится ближе, понятнее, эмоционально значимее для детей. Учитывая психологические  особенности детей дошкольного возраста, в содержание занятий включаются элементы детской изобразительной и практической продуктивной деятельности,  широко используются разнообразные дидактические игры, картинки-загадки, проблемные картинки, кроссворды и др.

           Каждый год накануне Дня Победы в детском саду проводятся мероприятия, посвященные победе нашего народа в Великой Отечественной войне.

           В конкурсе «Рисуют дети войну» принимают участие воспитанники старших дошкольных групп. В рисунках они отражают свои впечатления от знакомства с событиями тех далеких военных лет. И рисуют мальчики жестокие сражения, а девочки «выносят с поля боя раненых бойцов».

 

 

            Традиционным стало так же возложение цветов к памятнику защитникам Родины, который расположен в самом тихом и зеленом парке нашего города. Здесь, под гранитной плитой с именами героев, похоронены солдаты и офицеры, павшие в кровопролитных боях с фашистскими захватчиками на подступах к Москве.

 

 

           Одной из важнейших задач работы по развитию нравственно-патриотических чувств детей является воспитание никогда уже не исчезающего чувства любви к родным местам, которое с возрастом крепнет, расширяется и превращается  в самое прочное и возвышенное чувство – любовь к Родине. История Земли Калужской уникальна уже тем, что многие события, повлиявшие на судьбу России, происходили здесь, на Калужской Земле. Участников этих событий, наших предков-калужан, отличали преданность и верность Родине. Познакомить детей с ратными подвигами героев, мирными трудами и заботами людей, живущих на этой Земле, пробудить в сердцах детей чувства гордости и восхищения прошлым своего народа – основная цель созданного в МБДОУ историко-краеведческого цикла занятий«Пусть увидится вам Россия».

            С большим интересом и волнением дети узнают о подвиге маленького деревянного лесного городка Козельска и о его жителях, которые семь недель противостояли до зубов вооруженному монголо-татарскому полчищу, не пропуская его к Москве.

            Гордостью переполняются детские сердца, когда они узнают, что именно засадный полк князя Боровского, прозванного Хоробрым, решил исход Куликовской битвы.

            А разве  может не вызвать восхищение тот факт, что именно Калужская земля родила на свет великого главнокомандующего Г.К.Жукова, что именно Калуга стала «колыбелью космонавтики», так как здесь жил и творил гениальный ученый К.Э.Циолковский, что город, в котором они живут, стал первым наукоградом России.

            С каким бы уголком Калужского края не знакомили педагоги детей – они обращают внимание на красоту природы, неповторимый природный ландшафт.

Любовь к Родине.… Для маленького ребенка она начинается с малого: с интереса и привязанности к своей семье, родному дому, природе родного края. Вот почему так важно именно в дошкольном детстве заложить в маленьком человеке основы бережного и созидательного отношения к родной природе. А это значит – пробудить в ребенке способность замечать прекрасное и даже изысканное в природе и наслаждаться такими открытиями.

Образы природы, запечатленные в поэзии, музыке, произведениях художественной литературы и изобразительного искусства, являясь источниками прекрасных мыслей, чувств и настроений, помогают детям увидеть красоту природы проникновенно и светло.

Интегрированные мероприятия, завершающие работу с детьми в большом познавательно-эстетическом блоке, построены на синтезе искусств и включают наиболее запомнившийся

и полюбившийся детям репертуар. Сочетание разных видов детской деятельности:

  • художественно-речевой;

  • музыкальной;

  • театрализованной

позволяют детям выразить свой интерес и восхищение красотой природы родного края.

 

 

            Особое место в работе по нравственно-патриотическому воспитанию детей в МБДОУ занимает цикл занятий и бесед по приобщению к отечественной духовной традиции. Их воспитательного влияния на личность ребенка и формирование его мировоззрения невозможно переоценить. На многих занятиях ставится задача – пробудить в ребенке человечность, чуткость, милосердие, великодушие, ответственность, обязательность и другие необходимые черты характера.

            Вместе с тем, содержание работы с детьми не сводится лишь к этической проблематике. Детям помогают понять, во что верили и что любили наши предки. Рождественские и Пасхальные вечера, которые проводятся в МБДОУ, помогают ввести детей в культурную традицию празднования христианских праздников. Построенные на сочетании прекрасной музыки, высокой поэзии, театрализованных сцен, исполненных при совместном участии детей и взрослых, они оставляют неизгладимое впечатление в душе ребенка.

 

 

      Успешной реализацией задач по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников во многом способствует объединение творческих усилий всего педагогического коллектива МБДОУ.

      На общеразвивающих занятиях разного вида:

  • по познавательной деятельности;

  • по изобразительной деятельности;

  • по приобщению к книжной культуре;

  • по музыкальному и

  • социально-личностному развитию,

 в совместной деятельности, на прогулках и экскурсиях, в рамках клубного вечера педагоги ставят перед собой и решают следующие задачи:

  • помогать детям почувствовать восхищение перед теми уникальными возможностями, которыми располагает природный и животный мир России, своего родного края;

  • воспитывать уважение к искусству народа, показать красоту народного, декоративно-прикладного и изобразительного искусства и развивать способность наслаждаться многообразием и изяществом форм, красок архитектурных ансамблей;

  • развивать познавательную инициативу детей (любознательность, самостоятельную исследовательскую деятельность), расширять кругозор детей, выводя их за пределы непосредственного практического опыта в более широкую пространственную и временную перспективу; формировать элементарные исторические представления;

  • формировать у детей интерес к созданию поделок, конструкций на темы, связанные с природным и растительным миром, искусством, культурой и историей своей страны.

Cайт создан по технологии "Конструктор e-Publish"